авторефераты диссертаций БЕСПЛАТНАЯ РОССИЙСКАЯ БИБЛИОТЕКА - WWW.DISLIB.RU

АВТОРЕФЕРАТЫ, ДИССЕРТАЦИИ, МОНОГРАФИИ, НАУЧНЫЕ СТАТЬИ, КНИГИ

 
<< ГЛАВНАЯ
АГРОИНЖЕНЕРИЯ
АСТРОНОМИЯ
БЕЗОПАСНОСТЬ
БИОЛОГИЯ
ЗЕМЛЯ
ИНФОРМАТИКА
ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
ИСТОРИЯ
КУЛЬТУРОЛОГИЯ
МАШИНОСТРОЕНИЕ
МЕДИЦИНА
МЕТАЛЛУРГИЯ
МЕХАНИКА
ПЕДАГОГИКА
ПОЛИТИКА
ПРИБОРОСТРОЕНИЕ
ПРОДОВОЛЬСТВИЕ
ПСИХОЛОГИЯ
РАДИОТЕХНИКА
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО
СОЦИОЛОГИЯ
СТРОИТЕЛЬСТВО
ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ
ТРАНСПОРТ
ФАРМАЦЕВТИКА
ФИЗИКА
ФИЗИОЛОГИЯ
ФИЛОЛОГИЯ
ФИЛОСОФИЯ
ХИМИЯ
ЭКОНОМИКА
ЭЛЕКТРОТЕХНИКА
ЭНЕРГЕТИКА
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ
ЯЗЫКОЗНАНИЕ
РАЗНОЕ
КОНТАКТЫ


Pages:   || 2 | 3 |

От __ _____ 2012 г. юсупов мохаммад-бастани рамзанович международно-правовое регулирование процессуальной деятельности международного уголовного суда

-- [ Страница 1 ] --

На правах рукописи

Исх. № ________________

от «___» _________ 2012 г.

ЮСУПОВ Мохаммад-Бастани Рамзанович

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕЖДУНАРОДНОГО УГОЛОВНОГО СУДА

Специальность 12.00.10 - Международное право; Европейское право

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата юридических наук

Москва – 2012

Работа выполнена на кафедре прав человека и международного права Московского университета МВД России.

Научный руководитель: Официальные оппоненты: кандидат юридических наук, доцент Грицаев Сергей Анатольевич
Ведущая организация:

Защита состоится «11» октября 2012 года в 11:00 часов на заседании диссертационного совета Д 203.019.01 при Московском университете МВД России по адресу: 117997, г. Москва, ул. Академика Волгина, д. 12.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского университета МВД России.

Автореферат разослан «___» _________ 2012 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета Ю.Ю. Кулакова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Суд всегда был призван выступать в качестве необходимого и действенного механизма, обеспечивающего справедливое наказание лиц, совершивших преступные деяния как на национальном, так и международном уровне. Однако идея создания постоянно действующего на международном уровне уголовного судебного учреждения длительное время не находила своей реализации вследствие отсутствия поддержки со стороны ряда государств.

Осознавая необходимость осуждения лиц, совершивших международные преступления, государства обращались к учреждению трибуналов ad hoc. Так, после Второй мировой войны были созданы Нюрнбергский и Токийский военные трибуналы, призванные осудить и наказать главных военных преступников стран «оси». Трагические события на территории бывшей Югославии и Руанды в начале 90-х гг. XX столетия, сопровождавшиеся многочисленными серьезными нарушениями норм международного гуманитарного права, побудили международное сообщество снова обратиться к необходимости создания судебных органов, способных наказать виновных лиц.

Учитывая значение данных судов ad hoc для последующего прогрессивного развития международного уголовного правосудия, необходимо отметить наличие у них существенного недостатка, связанного с ограниченной территориальной и временной юрисдикцией. Это, по всей видимости, осознавали и государства, когда шли к цели учреждения постоянно действующего Международного уголовного суда (далее - МУС или Суд).

Без преувеличений эпохальным событием в области международного уголовного правосудия в частности и международного уголовного права в целом стало принятие 17 июля 1998 г. на Дипломатической конференции, проходившей под эгидой Организации Объединенных Наций (далее – ООН), Римского статута МУС1, вступившего в силу 1 июля 2002 г. после ратификации 60 государствами. В соответствии с данным договором учреждался первый постоянно действующий МУС с компетенцией в отношении самых серьезных преступлений, вызывающих озабоченность всего международного сообщества.

Создание Суда способствовало формированию нового механизма, в соответствии с которым виновные лица не останутся безнаказанными и будут судимы независимым международным уголовным судебным органом в случае, если отдельные государства не желают или не способны осуществлять расследования, уголовные преследования или судебные разбирательства должным образом.

Большое значение в деятельности любого органа, особенно судебного, имеют нормы процессуального характера. Выявление проблемных моментов и ситуаций, которые возникают или могут впоследствии возникнуть на различных этапах процессуальной деятельности МУС, должно позволить оптимизировать его деятельность и реализовать главную задачу, стоящую перед судьями, – установление объективной истины по делу и назначение справедливого наказания лицу, признанному виновным.

Как справедливо отмечается некоторыми учеными, процессуальные нормы, «будучи средством создания и осуществления материальных норм… выполняют служебную роль, выступают в качестве надстройки над материальными нормами и должны обеспечивать их исполнение. А от этого в конечном счете зависит эффективность функционирования международного права в целом»2 и отдельного судебного учреждения.

В связи с этим актуальность темы диссертационного исследования не вызывает сомнений как в теоретическом, так и практическом плане, в особенности для уточнения некоторых теоретических положений и выработки практических предложений, затрагивающих отдельные этапы процессуальной деятельности МУС.

Состояние разработанности темы. В отечественной доктрине международного права отдельные аспекты процессуальной деятельности Суда исследованы, как правило, в контексте рассмотрения проблем международного уголовного правосудия и международных судебных учреждений, а также без обобщения результатов судебной практики3.

При этом различные вопросы правового регулирования деятельности МУС рассматривались в трудах следующих отечественных ученых: А.Х. Абашидзе, В.А. Батырь, И.Ю. Белый, П.Н. Бирюков, И.П. Блищенко, Г.И. Богуш, Р.М. Валеев, О.И. Ведерникова, В.С. Верещетин, А.Г. Волеводз, О.В. Гликман, С.В. Глотова, С. Григорьянц, С.А. Грицаев, А.М. Ибрагимов, Г.В. Игнатенко, Л.В. Иногамова-Хегай, А.Я. Капустин, В.А. Карташкин, А.Р. Каюмова, А.Г. Кибальник, А.А. Ковалев, Н.И. Костенко, И.И. Котляров, С.А. Лобанов, И.И. Лукашук, С.Ю. Марочкин, И.М. Махниборода, А.Б. Мезяев, А.И. Микульшин, Н.Г. Михайлов, А.В. Наумов, М.С. Палеев, В.П. Панов, А.С. Подшибякин, Ю.В. Пузырева, О.И. Рабцевич, Ю.А. Решетов, Ю.С. Ромашев, А.Ю. Скуратова, А.М. Тесленко, Е.Н. Трикоз, Б.Р. Тузмухамедов, И.В. Фисенко, Н.А. Шулепов и др.

Отдельные аспекты функционирования МУС, включая процессуальные вопросы, также нашли свое отражение в работах таких зарубежных авторов, как: П. Акхаван, М.Х. Арсанжани, М.Ш. Бассиоуни, М. Бензинг, Б. Брумхол, Г. Верле, Ч. Вэньци, П. Гаета, Э. Греппи, Э. Давид, Д. А. Кассезе, Я. Клеффнер, Х.П. Коул, О. Солера, А. Ушацка, У.А. Шабас, Д.Ж. Шеффер и др.

Таким образом, в отечественной науке международного права комплексного исследования вопросов процессуальной деятельности МУС на монографическом уровне до сих пор не осуществлялось.

Объект исследования международные уголовно-процессуальные отношения, возникающие в сфере деятельности МУС.

Предмет исследования особенности международно-правового регулирования процессуальной деятельности Суда на различных этапах его функционирования.

Целью диссертации является формулирование положений, касающихся понятия и системы органов международного уголовного правосудия, а также выработка предложений и рекомендаций, направленных на совершенствование международно-правовых основ процессуальной деятельности МУС.

Достижению поставленной цели будет способствовать решение следующих основных задач:

- рассмотреть эволюцию международного уголовного правосудия, начиная с первого прецедента уголовного преследования на международном уровне и заканчивая деятельностью смешанных судов, являющихся составной частью современной системы международной уголовной юстиции;

- проанализировать научные взгляды авторов на проблему современной системы органов международного уголовного правосудия (международной уголовной юстиции) и дефиниции международного уголовного правосудия;

- изучить процесс становления МУС и проанализировать дела и ситуации, находящиеся в настоящее время на его рассмотрении;

- обобщить организационно-правовые вопросы деятельности МУС;

- выработать проект поправок к ст. 15-бис Римского статута, в которой следует отразить порядок осуществления юрисдикции МУС в отношении преступления агрессии после передачи ситуации Советом Безопасности ООН;

- исследовать все этапы процессуальной деятельности МУС с целью определения проблемных вопросов, которые могут негативно отразиться на работе Суда.

Методологическую основу исследования составили метод диалектики, позволяющий рассматривать все явления окружающей действительности в развитии и взаимосвязи, а также исторический, сравнительно-правовой и формально-логический методы научного познания.

Теоретической основой явились фундаментальные труды многих видных отечественных и зарубежных исследователей в области международного права, в том числе работы по международному уголовному праву и международному гуманитарному праву, доктринальные материалы международных межправительственных и неправительственных организаций и др.

Нормативную базу исследования составили международно-правовые акты, регламентирующие деятельность МУС: Римский статут от 1998 г.; Правила процедуры и доказывания от 2002 г.; Соглашение о взаимоотношениях между МУС и ООН от 2004 г.; Соглашение между МУС и Международным Комитетом Красного Креста от 2006 г.; Соглашение о штаб-квартире между МУС и принимающим государством от 2007 г.; Соглашения об исполнении приговоров Суда, заключенные с некоторыми государствами, и др.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что это одна из первых в отечественной науке международного права работ, в которой осуществлен комплексный анализ международно-правовых основ процессуальной деятельности МУС с учетом имеющейся практики по рассмотрению находящихся в его производстве дел и ситуаций.

В исследовании на основе анализа доктрины международного права уточнена современная система органов международного уголовного правосудия (международной уголовной юстиции); конкретизировано понятие международного уголовного правосудия путем включения в него соответствующих элементов системы международной уголовной юстиции.

Сделан вывод о том, что Канцелярия прокурора в рамках МУС не является независимым органом в связи с тем, что для осуществления отдельных правомочий Прокурору Суда требуется получение санкции со стороны Палаты предварительного производства данного судебного органа.

На основе обобщения положений Устава ООН и Римского статута Суда доказано наличие некоторых противоречий между поправками, внесенными в Римский статут на Конференции по обзору в 2010 г.4, по вопросу осуществления Судом юрисдикции в отношении преступления агрессии и соответствующими статьями Устава ООН. Данный довод обоснован тем, что в соответствии с поправками правом по определению наличия акта агрессии фактически наделяется и Палата предварительного производства МУС наряду с Советом Безопасности ООН.

Диссертантом предлагается наиболее оптимальная конструкция ст. 15-бис Римского статута, в которой следует закрепить вопросы осуществления Судом юрисдикции в отношении преступления агрессии после передачи ситуации Советом Безопасности ООН. Также обосновывается соответствие предусмотренных в Римском статуте МУС правомочий Совета Безопасности ООН по передаче ситуаций Прокурору Суда для проведения расследований положениям главы VII Устава ООН.

Кроме того, в работе высказываются некоторые предложения по внесению поправок в отдельные положения Римского статута и Правил процедуры и доказывания Суда, регламентирующие порядок производства на отдельных этапах процессуальной деятельности.

Основными положениями и выводами, выносимыми диссертантом на защиту, являются:

1. Современная система органов международного уголовного правосудия (международной уголовной юстиции) может быть представлена двумя группами судов:

I. Первая группа включает в себя международные уголовные суды, которые подразделяются на:

а) международные уголовные трибуналы ad hoc, учреждаемые Советом Безопасности ООН в качестве вспомогательных органов (Международный уголовный трибунал по бывшей Югославии и Международный уголовный трибунал по Руанде); б) постоянно действующий Международный уголовный суд, созданный на договорной основе.

II. Ко второй группе относятся смешанные суды, создаваемые посредством и в соответствии с договорами, заключаемыми между государствами и ООН:

а) Специальный суд по Сьерра-Леоне; б) Специальный трибунал по Ливану.

2. Сформулировано авторское определение понятия международного уголовного правосудия, под которым следует понимать деятельность международных уголовных и смешанных судов, осуществляемую с целью привлечения к ответственности и наказания лиц, виновных в международных преступлениях, а также иных преступлениях, относящихся к их юрисдикции.

3. Установлено, что Канцелярия прокурора в рамках МУС фактически не является независимой. Особенно наглядно такая зависимость проявляется при использовании главным обвинителем при Суде своего права для начала расследования по собственной инициативе, когда его действия детерминированы необходимостью получения санкции со стороны Палаты предварительного производства МУС.

4. Поправки, внесенные в Римский статут на Конференции по обзору, касающиеся осуществления Судом юрисдикции в отношении преступления агрессии, частично вступили в противоречие со ст. 39 Устава ООН, в которой закрепляется, что именно «Совет Безопасности определяет существование любой угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии и делает рекомендации или решает о том, какие меры следует предпринять…»5, как орган, на который возлагается главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности. В этой связи необходимо привести положения Статута МУС в соответствие с постановлениями Устава ООН путем выработки единой ст. 15-бис Римского статута, закрепляющей возможность начала расследования Прокурором МУС в отношении данного преступления только в случае, если Совет Безопасности ООН, действуя на основании главы VII Устава ООН, определил существование акта агрессии и передал ситуацию Прокурору Суда для начала расследования.

С учетом вышеизложенного, содержание ст. 15-бис предлагается сформулировать следующим образом:

«Суд может осуществлять юрисдикцию в отношении преступления агрессии исключительно в соответствии с п. (b) статьи 13 Римского статута с учетом положений настоящей статьи.

В том случае, если Прокурор на основе представленной ему информации приходит к выводу о том, что имеются разумные основания для начала расследования в отношении преступления агрессии, он уведомляет Генерального секретаря Организации Объединенных Наций о ситуации, находящейся на рассмотрении Суда, и направляет ему всю соответствующую информацию и материалы, которые препровождаются им Совету Безопасности.

Если по итогам рассмотрения представленных материалов и информации Совет Безопасности выносит определение в отношении акта агрессии и передает ситуацию Прокурору, то он может начинать расследование.

В случае если условия, указанные в п. 3 настоящей статьи, не соблюдены, Прокурор не может самостоятельно начать расследование в отношении преступления агрессии.

Суд осуществляет свою юрисдикцию в отношении преступления агрессии на основании передачи дела Советом Безопасности независимо от того, согласилось ли соответствующее государство с юрисдикцией Суда в этом отношении.

Настоящая статья не наносит ущерба положениям, касающимся осуществления юрисдикции в отношении других преступлений, упомянутых в статье 5».

5. Закрепленные в Римском статуте МУС правомочия Совета Безопасности ООН по передаче ситуаций Прокурору Суда сообразуются с положениями ст. 41 Устава ООН, предусматривающей перечень мер, не связанных с использованием вооруженных сил, применяемых Советом Безопасности ООН, в связи с тем, что по смыслу данной статьи указанный перечень не является исчерпывающим.

6. Вывод о том, что нормы Римского статута и Правил процедуры и доказывания Суда, касающиеся допустимости и относимости доказательств, являются достаточно неопределенными и предусматривают большую долю субъективного усмотрения судей при их оценке.

7. Обоснована необходимость внесения поправок в правило 145 Правил процедуры и доказывания МУС с целью закрепления исчерпывающего перечня отягчающих обстоятельств, влияющих на ужесточение наказания, поскольку существует опасность их расширительного толкования со стороны судей.

Теоретическая значимость диссертационной работы определяется комплексным изучением международно-правовых основ процессуальной деятельности Суда, способствующим развитию и углублению имеющихся знаний в данной области. Уточнение некоторых теоретических положений посредством авторской концепции обеспечивает новое осмысление отдельных проблем в науке международного права. Предложения и выводы, отраженные в исследовании, могут быть использованы специалистами в качестве основного или вспомогательного материала при изучении данной проблематики.

Практическое значение исследования состоит в возможности использования результатов работы для определения внешнеполитической позиции Российской Федерации по отношению к Суду. Кроме того, отдельные положения диссертации могут представлять интерес для правоохранительных органов России в плане сотрудничества с МУС в процессе оказания правовой помощи6 на различных этапах процессуальной деятельности.

Апробация результатов исследования. Диссертация подготовлена на кафедре прав человека и международного права Московского университета МВД России. Результаты диссертационной работы реализовывались в практике преподавания международного права, в том числе спецкурсов по международному гуманитарному праву и международному сотрудничеству по борьбе с преступностью в Московском университете МВД России, а также освещались диссертантом на следующих конференциях и семинарах: ежегодная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы современного международного права», посвященная памяти профессора И.П. Блищенко (Российский университет дружбы народов, 9-10 апреля 2010 г.); межвузовский научный семинар «Взаимодействие международного и внутригосударственного права Российской Федерации по обеспечению безопасности личности, общества и государства» (Академия управления МВД России, 29 апреля 2010 г.); всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы современного международного права», посвященная памяти профессора И.П. Блищенко (Российский университет дружбы народов, 13-14 апреля 2012 г.).

Основные положения и рекомендации исследования были внедрены в практическую деятельность Национального центрального бюро Интерпола МВД России.



Pages:   || 2 | 3 |
 





 
© 2013 www.dislib.ru - «Авторефераты диссертаций - бесплатно»

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.