авторефераты диссертаций БЕСПЛАТНАЯ РОССИЙСКАЯ БИБЛИОТЕКА - WWW.DISLIB.RU

АВТОРЕФЕРАТЫ, ДИССЕРТАЦИИ, МОНОГРАФИИ, НАУЧНЫЕ СТАТЬИ, КНИГИ

 
<< ГЛАВНАЯ
АГРОИНЖЕНЕРИЯ
АСТРОНОМИЯ
БЕЗОПАСНОСТЬ
БИОЛОГИЯ
ЗЕМЛЯ
ИНФОРМАТИКА
ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
ИСТОРИЯ
КУЛЬТУРОЛОГИЯ
МАШИНОСТРОЕНИЕ
МЕДИЦИНА
МЕТАЛЛУРГИЯ
МЕХАНИКА
ПЕДАГОГИКА
ПОЛИТИКА
ПРИБОРОСТРОЕНИЕ
ПРОДОВОЛЬСТВИЕ
ПСИХОЛОГИЯ
РАДИОТЕХНИКА
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО
СОЦИОЛОГИЯ
СТРОИТЕЛЬСТВО
ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ
ТРАНСПОРТ
ФАРМАЦЕВТИКА
ФИЗИКА
ФИЗИОЛОГИЯ
ФИЛОЛОГИЯ
ФИЛОСОФИЯ
ХИМИЯ
ЭКОНОМИКА
ЭЛЕКТРОТЕХНИКА
ЭНЕРГЕТИКА
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ
ЯЗЫКОЗНАНИЕ
РАЗНОЕ
КОНТАКТЫ


Pages:     | 1 | 2 ||

-- [ Страница 3 ] --
  • главным для всех типов предприятий является неполнота правовой системы, особенно в части преобразования корпораций и крупных компаний в холдинги. Почти все корпорации во Вьетнаме возникли в результате слияния независимых компаний. После определенного периода стало ясно, что головные офисы корпораций, в основном ответственные за административное управление, слабы, имеют избыточный персонал, сотрудники медлительны и непрофессиональны.
  • Экономические группы – это, как представляется, нынешняя массовая «модель», хотя инструкции существуют для их функционирования только в пилотном варианте. Сами инструкции довольно нечеткие, отсутствуют детальные документы за исключением Статьи 149 Закона о предприятии. Что касается мощных экономических групп, механизмов их деятельности, особенно финансовых и управленческих, то они считаются самым важным фактором, и многие корпорации переименовываются в «экономические группы».
  • Чётко определена модель индивидуальной государственной компании с ограниченной ответственностью, но большинство руководителей предприятий соглашаются на нее только, если не хотят приватизировать свое предприятие или отсутствует другой способ приватизации.
  • В отношении акционерных компаний, акционерами которых являются или полностью госпредприятия, или в которых представлено более 50% госкапитала (во вновь созданных компаниях), возникает много вопросов, особенно в связи с финансированием. Вначале уставной капитал большинства АО очень невелик, потому что велики обязательства по бизнесу. Они обычно мобилизуют бльшие кредитов, полученных от коммерческих банков.
  • После реструктуризации и расширения они остаются по-прежнему финансово слабыми. Соотношение между собственным капиталом и заемными средствами, капиталом собственника и общими активами во многих предприятиях ниже рискованного уровня. Трудности заключаются также в избыточности и низкой квалификации работников, в крупных долгах и убыточности. Персонал корпораций в большинстве случаев не может справляться с требованиями управления компанией по новой модели, т.к. управленческие способности обычно низкие.
  • Госпредприятия регулируются Законом о предприятии. Соответственно, механизм управления спускается от правительства к министерствам, отраслям и территориям. Все это требует перемен в функциях правительства, министерств, руководства провинций, реструктуризации и рационализации работы правительственных органов.
  • Рынки капитала и человеческих ресурсов, особенно управления бизнесом, неразвиты, поэтому возникают сомнения в компетентности руководителей госпредприятий, которые стремятся опереться на государство, на инвестиции из госбюджета и льготные кредиты. Рынки менеджеров еще не созданы, поэтому нелегко активизировать механизм тестирования, отбора и найма руководителей всех уровней и руководителей управляющих советов.
  • Медленное устранение препятствий после приватизации снижает эффективность работы приватизированных предприятий и оказывает отрицательное воздействие на госпредприятия, подлежащих приватизации.

Тем не менее, отмечая недоработки, ошибки при реструктуризации госсобственности, многие иностранные и вьетнамские специалисты в целом положительно оценивали её итоги.

Глава 3 «Государственное регулирование деятельности частного сектора» посвящена государственному регулированию деятельности частного сектора. В ней подробно проанализированы законы, включая законы о частных предприятиях, об акционерных обществах, об обществах с ограниченной ответственностью. Их учредителями и участниками могли стать только вьетнамские физические и вьетнамские юридические лица. В 1993 г. был принят Закон о земле, предоставивший частным землепользователям более широкие права по распоряжению земельными участками, включая право обмена, передачи (уступки), сдачи в аренду, наследования и залога земли.

В 2005 г. во Вьетнаме были предприняты самые активные во всей его истории усилия по развитию и совершенствованию правовых основ, особенно в области хозяйственного права. В целом экономические законы и юридические документы, которые в этот год были введены в силу и в которые были внесены поправки, преследовали следующие две основные цели:

1. Привести вьетнамские экономико-правовые основы в соответствие с международными правилами и предписаниями в контексте более глубокой экономической интеграции страны, особенно в преддверье ее вступления в ВТО. Важными принятыми законами являются Закон об инвестициях, Единый закон о предприятии, Закон о торговле (с поправками), Закон об экспортном и импортном налоге (с поправками), Закон о внесении поправок и дополнений в некоторые статьи Закона об акцизах и Закона о налоге на добавленную стоимость, Закон об интеллектуальной собственности, Закон об электронной торговле, Закон о подписании международных соглашений.

2. Повысить эффективность государственных инвестиций и расходов государственного бюджета, усилить борьбу с коррупцией и растратами государственного бюджета (Закон о торгах, Закон о бережливости и борьбе с разбазариванием государственных средств, Закон о предотвращении коррупции и борьбе с ней, Закон о государственном аудите).

Из 29 законов, одобренных в 2005 г. Национальным собранием внимание в основном уделяется ключевым аспектам совершенствования Закона об инвестициях, Закону о предприятии, а также их ожидаемого воздействия2. Считается, что эти два закона окажут наибольшее влияние на экономику, а их срочное принятие в 2005 г. было условием присоединения Вьетнама к ВТО. Закон о конкуренции, принятый в конце 2004 г., важен для усиления конкурентоспособности страны в мирохозяйственных связях.

Одновременно с совершенствованием законодательных основ улучшалась система налогового администрирования. Были разработаны в этом направлении следующие меры:

  • корректировка налоговой политики по снижению ставки налога на добавленную стоимость (НДС). В соответствии с Законом о налоге на доход предприятий, он формирует 1/5 часть доходной части государственного бюджета и ставка налога равна 28% для всех форм собственности, в то время как налог на физических лиц не превышает 2% поступлений в бюджет, что стимулирует уход от налоговой нагрузки частного предпринимателя и рост теневой экономики. По существу во Вьетнаме отсутствует практика взимания всеобщего подоходного налога с физических лиц, который уплачивают только лица с высокими доходами (свыше 300 долл. США в месяц), тогда как средний доход по стране чуть больше 100 долл. США в месяц. Подоходный налог платят работники бюджетной сферы и работающие на совместных предприятиях. Следовательно, на начальном этапе для малого бизнеса была установлена более либеральная налоговая политика, чтобы взимаемые государством налоги соответствовали реальной прибыли;
  • усиление роли и участия государства в Фонде поддержки малого предпринимательства, стимулирование роста числа частных фирм с более крупными активами. Вьетнамская экономика в основном это экономика малого и среднего бизнеса, поскольку среди предприятий всех форм собственности, только 0,1% насчитывают более 5 тыс. занятых и только 0,5% обладают активами свыше 30 млн. долл. США, но к ним относятся в основном госпредприятия и СП;
  • усиление контроля налоговой полиции над оборотом в розничной торговле частных торговцев, пресечение уклонений от уплаты налогов. Следует отметить, что если в 2005 г. оборот розничной торговли госсектора вырос на 3,4% и составил около 4 млрд. долл. США, то в частном секторе, представленном в основном мелкими торговцами, рост составил 21,68% (оборот – 24,9 млрд. долл. США);
  • стимулирование внутреннего спроса, учитывая повышение жизненного уровня и доходов населения.

В число мер по контролю над деятельностью частного бизнеса должны входить меры по борьбе с злоупотреблениями, уходу в тень, что должно оздоровить общую финансовую систему и усилить госрегулирование частнохозяйственной деятельности. К наиболее часто встречающихся формам ухода в тень относится занижение НДС, отчисляемого в госбюджет.

Таким образом, к основным факторам, способствующим улучшению налоговой политики относятся:

  • улучшение нормативно-правовой базы по налогам и сборам;
  • совершенствование административных процедур;
  • улучшение организационной структуры налоговых органов;
  • применение информационных технологий.

В целях улучшения в нормативно-правовой базе по налогам произошло сокращение количества налоговых ставок. В налоговом администрировании внесены следующие изменения:

  • по НДС: ликвидирована ставка 20%, расширен перечень номенклатуры для обложения по нулевой ставке в целях стимулирования экспорта услуг;
  • по налогу на специальное потребление: принята программа по постепенному сокращению льготных ставок для автомобилей отечественного производства;
  • по налогу на доход предприятий и организаций: принята унифицированная ставка 28% для предприятий всех форм собственности, сокращены льготы;
  • закон о таможне заменил 450 нормативно-правовых актов.

Совершенствование административных процедур находит свое отражение в улучшении отношений между налогоплательщиками и налоговыми органами:

  • с 01.01.2004 г. все предприятия переведены на режим самостоятельного декларирования, как в отношении налоговых платежей, так и в отношении платежей таможенных пошлин в бюджет;
  • унифицирован индивидуальный номер налогоплательщика, как для целей уплаты налогов, так и для осуществления ВЭД. Теперь предприятиям не придется получать два вида номера, срок получения каждого достигал 30 дней;
  • продлён срок подачи годового баланса с 60 до 90 дней после окончания финансового года, что позволяет налогоплательщикам предоставлять в налоговые органы более достоверные данные.

Постоянно оптимизируется организационная структура налоговых и таможенных органов. С переходом на режим «одного окна» и управления по функциональному принципу ликвидированы 1042 подразделений, в т.ч. по расчету налогов и по извещению налогоплательщиков.

Таким образом, результатами первого этапа реформы налогового администрирования являются:

  • создание унифицированной системы налогообложения для всех секторов экономики, которая способствует конкуренции, привлечению инвестиций и экономическому росту;
  • внедрение современных, рыночных механизмов для мобилизации доходов в бюджет. Вместе с экономическим ростом, доходы госбюджета СРВ по отношению к ВВП увеличились и в 2003 г. достигли 21,3%;
  • отмечается быстрый рост поступлений доходов от налога на прибыль предприятий и организаций, который свидетельствует о более эффективном функционировании новой налоговой системы.

В заключении приводятся выводы по всем трём главам диссертации.

По теме диссертации автором опубликованы следующие работы:

  1. Analysis study on the development potential of the enterprise sector of Hai-Tay province, 2007, объём 6 п.л.
  2. Госсектор и частное предпринимательство во Вьетнаме: проблема реструктуризации и взаимодействия // ВНИ ОМЭПИ РАН, 2006, № 3, 1,5 п.л.
  3. Государственная политика стимулирования развития и поддержки мелкого и среднего бизнеса во Вьетнаме // Экономическая модернизация и реформы в странах Восточной Азии и России. М., 2007, 1,5 п.л.

Корректор И. Зарецкая

Макетирование В. Грачев

Подписано в печать 16.07.2007

Объем 1,0 п.л. Тираж 100 экз.

Редакционно - издательская группа

Главный редактор Э. Шейнин

Отпечатано в типографии ИМЭПИ РАН

Москва, 117418, ул. Новочеремушкинская, д.42 а)


1 По результатам обследования, проведенного Центральным институтом экономического управления и Всемирным банком на более 500 предприятиях, что почти 80% предприятий считается, что их внутреннее корпоративное управление улучшилось после приватизации, но в некоторых аспектах проявляется недостаточная активность, например, на почти 71% опрошенных предприятиях пост главы совета управляющих совмещен с постом главного исполнительного директора, на 80-90% предприятиях прежние лица сохранили ведущие управленческие должности, почти 55% предприятий не прибегают к аудиту, только на 46% предприятий считается, что права и обязанности акционеров соблюдаются.

2 Закон о предприятии, как ожидается, устранит дискриминирующее отношение (в умонастроении и на практике) к негосударственным предприятиям и предприятиям с иностранным капиталом; расширит право выбора формы при создании предприятия, сферы и отрасли для бизнеса и инвестиций; улучшит корпоративное управление; смягчит меры нерыночного вмешательства, не согласующиеся с нормами ВТО; повысит эффективность управления.



Pages:     | 1 | 2 ||
 





 
© 2013 www.dislib.ru - «Авторефераты диссертаций - бесплатно»

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.