авторефераты диссертаций БЕСПЛАТНАЯ РОССИЙСКАЯ БИБЛИОТЕКА - WWW.DISLIB.RU

АВТОРЕФЕРАТЫ, ДИССЕРТАЦИИ, МОНОГРАФИИ, НАУЧНЫЕ СТАТЬИ, КНИГИ

 
<< ГЛАВНАЯ
АГРОИНЖЕНЕРИЯ
АСТРОНОМИЯ
БЕЗОПАСНОСТЬ
БИОЛОГИЯ
ЗЕМЛЯ
ИНФОРМАТИКА
ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
ИСТОРИЯ
КУЛЬТУРОЛОГИЯ
МАШИНОСТРОЕНИЕ
МЕДИЦИНА
МЕТАЛЛУРГИЯ
МЕХАНИКА
ПЕДАГОГИКА
ПОЛИТИКА
ПРИБОРОСТРОЕНИЕ
ПРОДОВОЛЬСТВИЕ
ПСИХОЛОГИЯ
РАДИОТЕХНИКА
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО
СОЦИОЛОГИЯ
СТРОИТЕЛЬСТВО
ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ
ТРАНСПОРТ
ФАРМАЦЕВТИКА
ФИЗИКА
ФИЗИОЛОГИЯ
ФИЛОЛОГИЯ
ФИЛОСОФИЯ
ХИМИЯ
ЭКОНОМИКА
ЭЛЕКТРОТЕХНИКА
ЭНЕРГЕТИКА
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ
ЯЗЫКОЗНАНИЕ
РАЗНОЕ
КОНТАКТЫ


Pages:     | 1 || 3 |

-- [ Страница 2 ] --

По данным госстатистики, в 2006 г. около 33% общего числа госпредприятий были убыточными. А между тем 70% основных активов принадлежит именно государству. По проценту рентабельности «in put», т.е. на вложенный капитал госсектор уступал частному в 3 раза, а по рентабельности «out-put», т.е. прибыли от оборота в 2,5 раза. Эти данные ясно показывают, что необходимо, с одной стороны, расширять и ускорять процесс реструктуризации госсектора, а с другой, стимулировать развитие и осуществлять более либеральное госрегулирование частного бизнеса.

Кооперация государственных субъектов хозяйствования в области финансов, банковского дела, в почте и телекоммуникациях, производстве электроэнергии, на транспорте и в ирригации с частными предприятиями существенно возросла, что рассматривается как взаимовыгодное, в том числе и торговое партнерство. Монополизм государства еще существует, но его уровень намного снизился в сравнении с предыдущими годами. Результаты процесса обновления привели государственные предприятия к диверсификации отношений с частными предприятиями. Во многих случаях это модель кооперации разных экономических интересов, профессионализма и управленческих уровней, но благодаря ей государственная собственность играет ведущую роль в руководстве и поддержке других экономических сфер.

В перспективе предполагается, что частно-экономический сектор будет быстро развиваться, в том числе вширь. Прогнозируется, что в частно-экономическом секторе страны к 2010 г. будет около 500 тыс. эффективно работающих предприятий и миллионы частно-экономических домашних хозяйств.

Новые экономические возможности будут привлекать все большее число частных экономических агентов к инвестициям и к бизнесу.

Налицо тенденция к тому, чтобы частные хозяйства превращались в малые предприятия, большее число частных предприятий будет образовывать экономические группы.

В стратегии развития до 2020 года, утвержденной правительством Вьетнама, усилен упор на более активное включение субъектов различной формы собственности в мирохозяйственные связи. В концепции наряду с гос и иностранными компаниями, развивающих экспортноориентированное производство, уделено место частному сектору.

По предложению вьетнамских экспертов, целесообразно передать в частное владение или использование традиционные трудоемкие отрасли промышленности (текстиль, одежда, обувь и т.д.). Кроме того, в пищевой промышленности, добыче и переработке морепродуктов, выращивании и обработке сельскохозяйственной продукции должны доминировать частные уклады. На сегодняшний день в производстве каучука и пластмассовых изделий, текстиля, товаров из натуральной и искусственной кожи по удельному весу в совокупном объеме отрасли государственный сектор превышает частный. С наших позиций необходимо приватизировать эти отрасли и средства, полученные от продажи государственных объектов инвестировать в потенциальные средне- и высокотехнологичные капиталоемкие и трудоемкие производства.

Рост частной инициативы зависит от улучшения благосостояния и роста спроса. В начале ХХI века личные доходы трудящихся увеличивались в среднем на 10% в год и в 2006 г. средний доход на душу населения составил 40,6 долл.

Развитию малого бизнеса способствует льготная налоговая система на малодоходные хозяйства, к которым преимущественно относятся некрупные хозяйства.

Для развития малого предпринимательства благоприятным фактором является большой резерв трудоспособного населения. С 1979 по 2003 гг. трудовые ресурсы выросли с 24,57 млн. человек до 42,1 млн. человек, рост происходил в основном за счет сельских районов.

Тем не менее, малый бизнес в силу неустойчивости конъюнктуры рынка (спрос-предложение), нехватке сырья, материалов и по прочим причинам пополняет ряды бедного населения и безработных.

В борьбе с бедностью Вьетнам достиг определенных успехов. С 1993 г. по 2004 г. общее число бедного населения Вьетнама сократилось с 40,4 млн. человек до 19,7 млн. человек, в целом по стране в процентном соотношении с 58,1% до 24,1%.

Удельный вес бедного населения в сельских районах – 27,5%, в 2,7 раза выше городского, а удельный вес бедных в районах проживания нацменьшинств вообще катастрофически высок – 69,3%, что налагает большую нагрузку на бюджеты этих провинций и вызывает необходимость вновь обращаться к международной экономической и гуманитарной помощи.

Помимо показателя бедности важен показатель по нехватке продовольствия (Food Poverty), хотя он неуклонно снижался: с 24,9% до 7,8% в целом по стране в 1993-2004 гг., но в сельских районах % голодающего населения составил в 2004 г. 8,9% против 29,1% в 1993 г., а в районах нацменьшинств более 40% населения отнесено к страдающим от нехватки продовольствия.

На развитие малого предпринимательства влияет безработица, хотя она постепенно снижается и в 2005 г. уровень безработицы к общему числу занятых составил в целом по стране 5,31%, а более низкие показатели были в тех районах, которые успешно преодолевают уровень бедности, куда мигрирует большее число переселенцев из сельских районов.

Как экономическому росту и обновлению Вьетнама, так и деятельности хозяйственных укладов, особенно частному, мешает коррупция. Коррупция находит питательную почву в результате отсутствия реальных административных реформ, непрочности финансовой системы, слабого финансового аудита. Сильное макрорегулирование экономики сочетается с отсутствием финансовой отчетности частного бизнеса, сокрытием реальной величины доходов.

Закон о борьбе с коррупцией был принят в СРВ на осенней сессии парламента в 2005 г.

Во второй главе «Приватизация госсобственности во Вьетнаме» представлены некоторые уроки развития государственных предприятий при переходе к рыночной экономике и вьетнамская модель приватизации госсобственности.

Реформа госсобственности во Вьетнаме осуществляется в разных формах, таких, как приватизация, переуступка, продажа, контрактация и сдача госпредприятий в аренду.

Первым этапом приватизации было акционирование госкомпаний.

Его итоги можно оценить как неоднозначные. С одной стороны, доля госкапитала в общем объёме инвестиций и в контрольных пакетах выросла с 38% и 15% в 2004 г. до 46,5% и 29,% соответственно в 2005 г. С другой стороны, в этот же период доля собственности, которой владеют сами работники, снизилась с 54% до 38,1%. Доля акций в руках внешних акционеров выросла с 8% до 15,4%. Вместе с тем доля внешних акционеров, особенно стратегических, остаётся низкой, поэтому трудно значительно улучшить управление акционированных госпредприятий1.

Внешние акционеры, особенно иностранные (заметим, что только в 25 из приватизированных предприятиях есть иностранные инвесторы в качестве акционеров), являются владельцами малой доли акций (менее 15%). В 2005 г. некоторые предприятия прибегли к форме приватизации через аукционы, проводимые в центрах торговли ценными бумагами, но не все предприятия смогли привлечь большое число инвесторов - иностранцев в качестве покупателей акций.

Важным обстоятельством, вызывающим медленный прогресс в процессе приватизации и низкий процент приватизированных госпредприятий, являются нерешенные вопросы с приватизацией генеральных корпораций и государственных коммерческих банков. На практике нынешняя форма приватизации подходит только для преобразования независимых госпредприятий или их части в АО, пока отсутствует регулирование по приватизации генеральных корпораций в целом с их сложной организационной структурой, состоящей из множества юридических единиц. В связи со сложностями самого трансформационного процесса до сих пор ни одна из генеральных корпораций не приватизирована.

Сейчас во Вьетнаме действуют 5 государственных коммерческих банков, и они представляют 76-80% депозитного и кредитного рынка. Их приватизация срочно необходима для улучшения деятельности, укрепления управления, повышения конкурентоспособности и подготовки необходимых условий для либерализации банковского сектора.

Но ни один из этих банков официально не завершил приватизацию и не зарегистрирован как акционерный коммерческий банк. Только 2 государственных коммерческих банка (ГКБ) - Банк для внешней торговли Вьетнама (Вьеткомбанк) и Жилищный банк дельты Меконга были приватизированы.

Причинами отсрочки являются трудности при применении обычной формы приватизации.

Во-первых, существующие юридические документы требуют до приватизации полностью урегулировать проблемы активов и долгов. Это требование трудновыполнимо из-за специфики работы банковского сектора и ГКБ. Во-вторых, налицо трудности с оценкой стоимости активов банка (в том числе оценкой стоимости земли). В-третьих, трудно выявить структуру акций и оценить их стоимость.

Трансформация генеральных корпораций пока происходит по модели холдинговой компании.

В 2005 г. Премьер-министр выдал разрешение 47 генеральным корпорациям и госпредприятиям перейти к модели холдинговой компании, в т.ч. 8 – в Министерстве промышленности (3 генеральные корпорации, 2 независимые компании, 2 компании, подчиненные генеральным корпорациям и 1 исследовательский институт); 9 – в Министерстве транспорта (5 генеральные корпорации и 4 дочерние компании); 2 – в Министерстве строительства (2 независимые компании). Министерство сельского хозяйства и сельского развития завершает 3 проекта трансформации; 5 генеральных корпораций и 6 компаний пройдут эту процедуру в г. Хошимин.

Вместе с тем из 47 организаций, преобразуемых в холдинги, для очень немногих одобрен порядок регулирования финансового управления, что считается важным шагом в процессе. Одобрение преобразования не означает, что предприятие работает по новой модели, важно, что проект начинает реализовываться, дополнительная предпринимательская деятельность приватизирована, предприятие реструктуризировано. Многие предприятия, не входящие в список Премьер-министра, на деле уже работают по этой новой модели.

Образование холдинговой структуры происходит разными способами: путем приватизации составных частей компании при том, что контрольный пакет находится у генеральной корпорации; путем привлечения капитала для приобретения контрольного пакета других компаний (таков пример туристической компании Sai Gon); выделения независимой структурой зависимых от нее подразделений для целей их приватизации, в сочетании с формированием новой дочерней компании со своим контрольным пакетом, в то время, как холдинговая компания продолжает вести свой основной вид предпринимательства, получает контракты, подписывает субподряды со своими дочерними фирмами (пример - Энергетическая строительная компания №3). Несколько холдинговых компаний образовано государством: холдинг становится владельцем госкапитала своих дочерних компаний, приватизированных в других предприятиях или являющихся продуктом слияния с другими компаниями, действующими в той же или смежной сфере. В этих случаях холдинг обычно получает помощь в виде крупного капитала, следуя альянсовой модели (примеры – Ханойская генеральная транспортная корпорация и генеральная торговая корпорация Sai Gon).

Холдинговая модель воспринята и на некоторых территориях путем «собирания» предприятий разных отраслей производства и направления их деятельности под одну «крышу» в определенной местности (например, Генеральная пищевая корпорация Dong Nai). Такой метод преследует цель соединить имеющиеся в определенной местности мощности и преимущества единого консорциума (например, Компания строительно-технологическая и Компания по экспорту-импорту материалов (Contrexim), Строительная инвестиционная компания (DIC)). Эти компании сформированы по модели, в которой Совет директоров координирует стратегическую деятельность, планирование, общий бизнес-план, нацеленный на существенные капиталовложения, при этом используются преимущества технологического ноу-хау, разумная координация человеческих ресурсов и пр., в то же время холдинг и дочерние компании остаются независимыми организациями. Интерес представляет формирование и развитие бизнес-групп на базе генеральных корпораций.

Бизнес-группу можно понимать, как консорциум юридически независимых компаний, состоящих из холдинга и многочисленных дочерних компаний или ветвей под контролем холдинговой компании, как центра объединения. Сама группа не имеет юридического статуса, но им обладают холдинг и другие входящие в группу компании. Группа может действовать в одной или многих разных отраслях экономики, члены группы тесно связаны между собой капиталом, инвестициями, финансами, технологией, информацией, системой обучения, исследованиями и другими отношениями, вытекающими из их интересов.

Некоторым крупным генеральным корпорациям во Вьетнаме, таким как в области нефти и газа, почты и телекоммуникаций, электроэнергии, цементного, текстильного производства, добычи угля, разрешено создавать бизнес-группы, а Премьер-министр своим указом одобрил предложение о формировании Вьетнамской почтовой и телекоммуникационной группы, Вьетнамской угольной группы и Текстильной группы. Они, как считается, обладают необходимым потенциалом и в состоянии вырасти в бизнес-группы благодаря своим преимуществам (внутренним связям, крупной и разнообразной собственности, деятельности в разных отраслях и пр.).

Новые пилотные проекты нацелены на применение холдинговой модели компании как основы для структуры бизнес-группы, но конкретная форма создания холдинговой компании, распределения сферы деятельности внутри группы и др. вопросы еще нуждаются в уточнении.

Приватизацию не следует считать единственным решением при оживлении работы предприятий, она должна сочетаться с другими по реформированию, административному управлению и диверсификации собственности. Особое внимание должно быть уделено продаже госпредприятий, как одному из важнейших и практичных методов их реформирования.

С 1999 по апрель 2005 г. продано 122 малых предприятия, и после этого их бизнес стал развиваться в положительном направлении. Но основным итогом стало упреждение ситуации, когда горстка малых госпредприятий, давно страдавших от задолженности и убыточности, была ликвидирована или обанкротилась, и государство тем самым было освобождено от ответственности перед ними. Но число проданных госпредприятий слишком мало по сравнению тем, которое должно быть продано.

Самой большой трудностью при продаже госпредприятий в прошлом было то, что стоимость продаваемых госпредприятий была ограниченной, это были мелкие и неприбыльные предприятия. Поэтому эффект от продажи был не таким, как ожидалось.

Анализ политики приватизации показал, что за последние 5 лет половина госпредприятий были реструктуризированы, но она не привела к укрупнению акционерного капитала.

Некоторые практические рекомендации автора сводятся к следующему:

  • Снижать количество госпредприятий и одновременно улучшать качество полностью государственных предприятий.
  • Чтобы стимулировать создание мощных экономических групп регионального и международного масштаба, они должны быть многоукладными, многофункциональными и многонациональными, но и контрольный пакет в них должен принадлежать государству.
  • Преобразование госпредприятий согласно Закону о предприятии должно сделать их более сильными.

Придется преодолевать следующие противодействующие факторы:



Pages:     | 1 || 3 |
 





 
© 2013 www.dislib.ru - «Авторефераты диссертаций - бесплатно»

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.